Джон КЕЙЛ: гадфазер

txt by Вадим ЯКОВЛЕВ // jpg by 04_ // published 08/08/2013

chewbakka.com

Джон Кейл — один из главных реформаторов музыки XX века, крёстный отец альтернативного рока и участник легендарных The Velvet Underground, которые начали играть пост-панк задолго до появления панка. Серый кардинал, не очень известный широкой публике, но считающийся культовым среди знатоков, Кейл был первым эклектично мыслящим рок-композитором. Свою музыкальную карьеру он начал отнюдь не в рок-группах, пытавшихся переплюнуть Элвиса Пресли, а в экспериментальных авангардных проектах Терри Райли и Ла Монте Янга. Набравшись опыта в среде концептуалистов-минималистов, он продолжил свои изыскания в The Velvet Underground.

Пока все хипповали и употребляли ЛСД, предпочитая жить иллюзиями, The Velvet Underground сидели на героине и никого не любили. Цинизм Кейла и сотоварищей свирепствовал в их песнях. Они были первыми, кто рассказал про сумрачные феномены городской жизни и пороки артистического мира — наркоманию и проституцию. Нигилистичные и деструктивные композиции ранних The Velvet Underground пришлись по вкусу отцу поп-арта Энди Уорхолу, который стал продюсером группы.

Кейл был постмодернистом в неакадемической музыке — основой его подхода являлся парадокс, он стремился к новому, пытаясь соединить несоединимое. Он одним из первых начал скрещивать формат поп-песен с академической традицией, The Velvet Underground удалось соединить высокую поэзию и романтику грязных улиц, предвосхитив своим мрачным речитативом появление рэпа.

Джон Кейл — калейдоскоп, в котором отражается вся музыкальная культура последних пятидесяти лет. Он дрейфует от одного направления к другому, беспощадно ломая стереотипы и нарушая границы, дабы алхимическим образом превратить витающие в воздухе идеи в золото. В своих работах он затрагивает самые мрачные стороны нашей жизни — потаённые страхи, выверты сознания, перверсии и одиночество — мотивирующие человечество и определяющие то, кем мы являемся.

Мне совершенно по хую эта фолк-музыка. Ненавижу Джоан Баэз и Боба Дилана, слушать их ебнутые песни — это пытка! Когда я играл с Ла Монте Янгом, мы просто брали одну ноту и играли её целый час. Вот это было круто.

Когда я записал альбом «Honi Soit», я обратился к Энди Уорхолу с вопросом: «У меня нет ни названия, ни обложки. Что мне делать?» Он ответил: «Слушай, Джон, мы большие друзья с Йоко Оно. Может быть, тебе с ней сфотографироваться и назвать альбом „John And Yoko“?»

Один из главных уроков авангарда — это то, что ты должен постоянно меняться и делать то, что максимально отличается от всего остального. Даже не думай повторяться!

Однажды во время концерта я отрезал голову мёртвой курице. Все участники группы, которые со мной гастролировали, были вегетарианцами. Они обиделись и бросили меня в разгар турне. Голову курицы я, кстати, бросил поклонникам.

chewbakka.com

Многие меня спрашивают, о чём песня «Model Beirut Recital». Понятно, что о Ливане. Как-то ко мне в студию пришел один ливанец с удивительным прошлым. Что самое забавное, он был торговцем оружия, но познакомился я с ним через еврея. Он вошел и сказал по-арабски: “Бейрут, ты шлюха, и я трахну тебя три раза”. Вот о чём эта песня.

В 70х, когда я создал собственную группу и начал путешествовать по Европе, единственным способом сохранить здравый смысл для нас было декламирование шуток из Монти Пайтона. И показателем того, насколько хорош наш тур-менеджер, было то, мог ли он вспомнить скетч The Whippet/Conversation Pit. Предполагалось, что любой тур-менеджер или администратор должен был справиться с этим. Для гастролирования в 70х и 80х это было крайне важно.

В хип-хопе мне интересны только чудаки с чувством юмора, а не те, которые говорят лишь о том, как приставить пушку к чьей-нибудь физиономии. Вот есть такая группа, называется она ‘Not the 1’s’, и у них есть сингл ‘You Dress Like an Asshole’ («Ты разодет как придурок») — вот такое мне нравится.