txt & mix by Антон КОРАБЛЕВ // consult by Антон ШМАРГОВИЧ // jpg by 04_ // published 23/09/2012
Сегодня у нас на повестке дня CARPENTERCORE: музыканты, выросшие на малобюджетной фантастике и триллерах, играют неоновое хоррор-диско имени Лавкрафта, используя многочисленные аллюзии к музыке Джона Карпентера.
Если уж вы читаете Чубакку, то наверняка знаете, кто такой Джон Карпентер. Однако перед тем как приступить к тексту я думал, какими эпитетам наградить престарелого денди. Слово «модный» уже немодно, «стильный» как-то выбивается из стиля. Что же касается слова «культовый», хм, не так уж я и разбираюсь в сортах дерьма. Малоприятный на вид, Джон Карпентер, тем не менее, настоящая икона для почитателей sci-fi и слэшеров. Начав в юном возрасте с любительских короткометражек, Карпентер отрастил усы и перешел в профессиональный кинематограф, собрал мешок почестей, пощупал Курта Рассела, но так и остался маргиналом, не сумев интегрироваться в голливудскую машину по производству денег.
Помимо продакшна, сюжета и режиссуры, Карпентер самостоятельно сочинял и записывал музыку к своим картинам: «Музыку к своему первому фильму «Тёмная звезда» я написал потому, что это был самый дешёвый и быстрый вариант, к тому же я мог сам сыграть все партии. Я тогда пообщался с двумя-тремя композиторами, и они мне показались несколько странными. Один из них весь был осыпан блестками. И не то, чтобы это означало для меня что-то ужасное… однако доверия не внушило… Большинство моих саундтреков просты. Музыка к фильму «Нападение на 13-й участок» была записана за один день. К «Хэллоуин» — за три дня. Более сложную музыку я сочинил для фильмов «Большой переполох в маленьком Китае» и «В пасти безумия». Главная задача саундтрека — это объединить зрительные образы, движения и звуки в одно целое».
к а р п е н т е р _ а н а л о г _ с л э ш е р _ д и с к о
Ля жалюзи, ля круассан. Zombie Zombie — французский электронный слэшер-дуэт и A Land for Renegades — это их первый полноформатный альбом. Это такой элиен электроник тынц-тынц с отличной карпентеровской атмосферой, саундтрек к несуществующему sci-fi экшну. Просто чтобы вы знали, что ребята вполне нормальные, хоть и лягушатники, и мы с ними в одной лодке: у них есть EP под названием Zombie Zombie Plays John Carpenter, где заглавные темы из «Хэллоуина» и «Нападения на 13-й участок» получили новую путевку в жизнь.
От Зомби Зомби к Зомби Стива Мура. Питтсбургский дуэт Zombi, унаследовавший название от Лючио Фульчи, — это апдейт-версия Goblin. Микс из атмосферного краут-рока, прогрессива и электроники, с уклоном в итальянские хорроры 70х. Зомби звучат так, будто Tangerine Dream и Джон Карпентер объединили свои усилия и записали плотный прог-сплит на грани беспамятного транса.
Nightsatan – сайд-проект финских рокеров из группы Circle. Не удивляйтесь, в Финляндии тоже можно было купить «Кристину» Карпентера на VHS и вот вам результат: Midnight Laser Warrior, один из лучших альбомов карпентеркора. Мускулистые воины с ирокезами, выжившие после ядерного взрыва, посреди пустыни потрошат мутировавших повелителей тьмы огромными гарпунами. Поклонникам Ace Of Base, The Knife и Fever Ray стоит обратить внимание на горячих финских парней – такое впечатление, что мастеринг им делал один и тот же шаман.
Парижский электронный проект Perturbator, черпая вдохновение в синтезаторной магии Vangelis, John Carpenter и Tears For Fears, приглашает на опасную ночную прогулку в порочный мир неонового слэшер-диско, ретрофуристичного синематик-техно и мерцающего под дождём винтажного хоррор-электро. Кусочки диалогов, головокружительные ритмы, технуар Брэда Фиделя, бездушная цифровая резня в темных переулках.
Вот именно так и надо писать название этого коллектива адвокатов, капслоком, советует Дольф Лундгрен, чтобы не спутать с 8-битной метал-группой. Если бы Карпентер написал музыку к игре Streets of Rage на SMD, то экзистенцию POWER GLOVE можно было бы поставить под вопросительный знак, но он не написал. So Bad EP — идеальный score для «Бомжары с дробовиком»: темная романтика постапокалиптического Лос-Анджелеса 2043 года.
Я ничего не знаю об этом парне, кроме того, что безумно люблю его дебютный EP — The Elders of New Detroit. Мэттью Эйкерс – настоящий хирург-волшебник с изумрудными ушами, препарирующий тело карпентеровских саундтреков. Глубокие, пульсирующие синты, властные хлопки драм-машин, искаженные аккорды и ретрофутуристический вайб.
Звучание Gatekeeper вписывается в современную волну мрачной электронной лоу-фай музыки с примесью элементов дарк вейв, индастриал и танцевальными битами EBM (KMFDM, Meat Beat Manifesto, Nitzer Ebb), вдохновленный Карпентером, library music и электронным инструменталом 90х, типа Enigma. Так разбитные индустриальщики в 90х тосковали по хай-топ флэт 80х.
Далее, Lazerhawk, амбициозный one-man project из Остина, штат Техас, под крылом лейбла Rosso Corsa. Роботический поп с темными синтами, вобравший best of the best of the 80s. Боль в чистом виде, электро-твист, космическая дрожь и просторные джемы. Напряженные, тревожные, но красивые мелодии для ночной прогулки на Байконуре.
Еще один one-man сайд-проект. На этот раз Мэтта Хилла, басиста\клавишника Expo ’70. Очень программно: слезы, родом из детства, и классика хорроров. Umberto — шведский стол для выбора состояний и переживаний: танец ножей, кровавые видения и горы трупов. От рассвета до заката, хачиков хуярь лопатой.
Далее в нашем упадническом топе — известный итальянский композитор Эннио Морриконе, земляк Анджело Бадаламенти, написавший в 1982 году блестящий саундтрек к «Нечто» Карпентера. Что тут сказать? Хоть лично я и не люблю Морриконе, но признаю, что только одаренный дьявольским талантом (уж позвольте использовать такое непростительное слово, как «талант»), мог «выносить и родить» музыку такого уровня мрачности и глубины: минималистичную и холодную, как промежность эскимоски. Еще в обязательную программу: саундтреки к джиалло-фильмам Дарио Ардженто и Лючио Фульчи, итальянские прог-рокеры Goblin, etc.
Джон Карпентер давно обрел статус культового музыканта, одного из пионеров синтезаторной музыки, и многие молодые музыканты, работающие в жанре электронной музыки, по достоинству оценивают творчество Карпентера-композитора. Музыку ко всем своим фильмам Карпентер сочинил и исполнил сам. Изредка, по большим праздникам, в содружестве с другими композиторами. Несговорчивый сын музыканта, с детства привыкший выступать в нескольких ипостасях на стадии кинопроизводства и делать все самостоятельно, от сценария до музыки, в большинстве крупных проектов Карпентер вынужден был отказываться от композиторской деятельности, и даже от работы в качестве сценариста. Поэтому удовлетворял свою композиторскую страсть в картинах других режиссеров —«Eyes Of Laura Mars», «The Philadelphia Experiment», «Black Moon Rising», etc.
В нагрузку: A John Carpenter Tribute, Rene Hell, Hellcake, Skeleton Hands, Michael Perkins, Legowelt, Padded Cell, Antoni Maiovvi, The Giallos Flame, Black Mountain Transmitter, Ensemble Economique, Failing Lights, Xander Harris, Spettro Family, Com Truise, White Car, Games, oOoOO, Salem, Mater Suspiria Vision, †‡†, Balam Acab, Modern Witch, Gr†LLGR†LL, Geoff Barrow & Ben Salisbury.
Классический сет-ап для карпентеркора: Prophet 5, ARP Quadra, ARP Avatar, вокодер Roland SVC-350, драм-машина Linn LM-1.