Дорис ВИШМАН: sexploitation

Американское эксплуатационное кино, а точнее его поджанр sexploitation, очень многое потеряло бы, не появись на его арене режиссер-самоучка Дорис Вишман. И, стоит заметить, женщина-режиссер, самая плодовитая женщина-режиссер за всю историю кинематографа. Рассвет её творчества пришелся на 60-70-ые годы, золотой век sexploitation. Именно благодаря её работам этого периода она получила звание «Эд Вуд в юбке». И действительно, между фильмами Дорис и Эда можно провести множество параллелей, но, в отличие от последнего, Дорис Вишман не страдала присущим мужчинам фаллоцентризмом и никогда не считала свое кино гениальным, она была уверена только в том, что это можно будет хорошо продать.

doris wishman //chewbakka.com

Наиболее известной работой Дорис без сомнения является снятый в 1961 году фильм «Голые на луне» (Nude on the Moon), в котором Дорис отправляет двух бравых астронавтов на Луну, населенную прекрасными нудистками.

Нудизм как таковой очень важная составляющая раннего творчества Вишман. Вся первая половина 60-ых была посвящена именно этой тематике. Кроме «Голые на луне» в период с 1960 по 1964 гг. было выпущено приличное количество фильмов по этой теме, с говорящими сами за себя названиями: Diary of a Nudist (1961), Behind the Nudist Curtain (1963) и, конечно же, Blaze Starr Goes Nudist (1962) c очаровательной stripgirl Блэйз Стар в главной роли. Все работы этого периода отличаются особой эстетичностью, наивностью и практически отсутствием какого-либо сюжета — главной их целью является показать как можно больше женских грудей.

doris wishman //chewbakka.com

С 1965 года начинается новый период творчества, где нудизма уже меньше, но на смену им приходят элементы soft-core порнографии и полностью соответствуют всем канонам жанра sexploitation. Некоторые фильмы этого периода выходят под псевдонимом Louis Silverman, её второго мужа. Здесь особо стоит отметить фильм «Плохие девочки попадают в ад» (Bad Girls Go to Hell, 1965), повествующий о нелегкой судьбе женщины в современном обществе. Главная героиня этого фильма – обычная американская домохозяйка Мэг. Она подвергается сексуальному насилию со стороны уборщика и в ходе борьбы случайно убивает его. Опасаясь карающего меча правосудия она сбегает в другой город, где также подвергается сексуальному насилию со стороны всевозможных людей, в чьих домах она останавливается. Очень такое феминистическое кино вышло.

В 1971 Дорис начинает экспериментировать с различными жанрами: снимает комедии с уклоном на тему секса и триллеры, главными героинями которых зачастую становятся женщины с огромными грудями. Здесь можно отметить фильмы «Смертельное оружие» (Deadly Weapons, 1973) и «Двойной Агент 73» (Double Agent 73,1974) со стриптизёршей Chesty Morgan, в качестве главного действующего лица. «Смертельное оружие» повествует о героической женщине, выслеживающей бандитов, убившего его друга. Она по очереди соблазняет их, а после — душит своей огромной грудью. В фильме «Двойной Агент 73» (73 дюйма – именно такой размер груди у главной героини) тайный агент расправляется с преступной группировкой, занимающейся торговлей героином. Чтобы потом отчитаться перед начальством она снимает результат всех убийств на миникамеру, встроенную в её левую грудь.

В этот же период Дорис Вишман выпускает два фильма с явными элементами hardcore порнографии: Satan Was a Lady (1975) и Come with Me, My Love (1976) о призраке сексуально терроризирующем молодую девушку, поселившуюся в квартире, где он когда-то жил. Не смотря на явный порнографизм этих фильмов, Вишман довольно плохо относилась к тому, что в70-ых softcore sexploitation начал вытеснять hardcore sexploitation. По словам C. Davis Smith, который часто работал с Дорис над её фильмами (при его участии было снято 17 из 30 её фильмов), сообщает, что эти два фильма не были полностью сделаны Дорис. Она была за камерой, но когда дело доходило до сексуальных сцен она говорила: «Идите и делайте то, что вам нужно» и удалялась в другую комнату до тех пор, пока все не будет снято.

Дорис Вишман умерла 10 августа 2002 года в возрасте 90 лет. Несмотря на секс и насилие, играющие основную роль в её фильмах, она внесла огромный вклад в развития кинематографа в целом. Её подход к съемки был новаторский, но, к сожалению, низкий бюджет не давал воплотить все её идеи в жизнь. Дорис была изобретательным режиссером и полностью контролировала весь процесс съемки. Пленки Вишман повлияли на многих режиссеров, в числе которых и один из королей эксплуатационного кино Роджер Корман, и стали примером для многих женщин-режиссеров.

Кинокритик Christopher J. Jarmick в своей статье о Дорис писал: «Дорис Вишман это не просто Grand Dame sexploitation-фильмов, она Годар жанра низкобюджетных фильмов. Она создала новый взгляд на кино и гналась за новыми возможностями полностью оригинальным и новаторским способом. Это когда-нибудь будет признано важным вкладом, таки же, как вклад итальянских неореалистов, французской новой волны и американского независимого кино 1970-х годов».

Некогда она говорила: «После смерти я буду делать фильмы в аду», у некоторых из нас есть шанс проверить так ли это.

подготовил y0zh26