Психоделический чифирь

txt, jpg & mixtape by Рома ХЛЕБ // published 03/06/2015

«Круг умер. И музыка умерла вместе с ним». — А. Панин.


chewbakka.com

Если бы Наговицын вместо чифиря и «Примы» хоть однажды закинулся ЛСД или, на худой конец, мескалином, и в измененном состоянии услышал бы свои песни, то его хрупкий мир тотчас лопнул подобно мыльному пузырю, которые арестанты надувают в душе. Вы только представьте: вокруг бесконечный холод космоса, а он заперт в одной камере с двадцатью любителями мужских задниц — сидит за кражу золотых коронок изо рта собственной бабули. И однажды хозяин хаты нашел бы тело Наговицына в петле из собственных мудей. Известный факт, что именно из них тюремные романтики плели струны для своих гитар. Поэтому русский шансон звучит хуево.

Если не дотягиваешь до оригинала, сделай вид, что вырос за его стандарты. Именно по этому принципу осуществляется творческий процесс в России. Будь то поп-музыка или т.н. «шансон». Мало кто из умных людей с тонкой внутренней организацией слушает рэп. Если такому человеку дать послушать «Anticon» или «Stone Throw», то с великой долей вероятности он будет удивлен, что рэп может быть таким. Но более или менее богатые умом иностранные аналоги этой ниши остались за границами информационного пространства нашей родины. Из-за лингвистических трудностей с одной стороны и омерзительных предпочтений широкой публики с другой. В итоге спрос большинства заполняет музыкальное пространство местным продуктом низкого качества, словно засорившийся унитаз заливает пол уборной говном. Русский рэп – говно. Русский «шансон» – говно говна.

chewbakka.com

Эта гипотеза легко доказуема. С точки зрения смысловой нагрузки, эстетики и сложности аранжировки, «шансон» на русском примитивен. Так же примитивно и небогато говно в своем биохимическом составе относительно «оригинала». Будь то жареная картошка или омары в устричном соусе с золотой крошкой — когда ел, было красиво и вкусно, а после вышло не очень на вид и, предположительно, на вкус. Казалось бы, говно должно служить отличной средой для появления более сложных организмов, но для этого нужна почва (воспитанный слушатель) и умелые руки селектора (воспитанный промоутер), а их слишком мало. Поэтому мы просто вязнем в фекалиях. Впрочем, целевая аудитория, порой даже отмотавшая небольшие сроки, с аппетитом вкушает плоды анальных оральных отверстий певцов, которые тюрьму видели только в сериалах про ментов. Ну а мы с вами неволей слышим акустическое булькание и пердеж из телефонов гопников и динамиков в такси. Вот только самое обидное то, что «шансон» (рэп, поп, рок и т.п.) из-за таких вонючих метаморфоз в российским обществе считается говном без каких-либо исключений.

Когда у Сержа Генсбура прихватило сердце, он шел до кареты скорой помощи на своих двух. Потому что он — «тот самый Генсбур» — великий выдумщик и похититель женского спокойствия. Негоже людям на улице видеть его слабость. А как умирают русские гуру «шансона»? В лучшем случае от ножа собутыльника. Ваенга, например, живет как шавка, а значит, как шавка и отправится к праотцам. Сегодня она скулит о сложной женской судьбинушке на сцене, занюхивая по шесть дорог скоростей за кулисами и заливаясь водярой с горла, а завтра отравится паленой черной икрой.

chewbakka.com

Делая незамысловатую музыку, легко наращивать темпы производства. Чтобы тонус не терять. Чтобы конвейер песен из серии сто-и-все-как-одна не останавливался ни на секунду. О сложности и экспериментах в такой спешке и при таких подходах не может быть и речи. Даже Леди Гага искусилась до джаза, но не «Бутырка». Эти «Петросян и Дубовицкая от шансона» пошли самым простым путем, превратив «говно говна» в «абсолют говна»: добавили в формулу успеха беспринципность и дешевизну группы «Руки вверх». Наверняка эту планку можно опустить еще ниже – нужно лишь присесть на корточки, чтобы лучше все разглядеть.

Если французы по полной жили временем любви и свободы, надкусывая один запретный плод за другим, то их запоздалые подражатели в России проебывали весь драгоценный опыт в ресторанах и кабаках. Откровенные песни первых, исполненные женских стонов и придыханий, не раз ставили радиостанции на грань закрытия. Но кого это останавливало? Генсбур не был красивым мужчиной, но харизма и тембр голоса, который можно получить лишь заключив сделку с дьяволом, помогли ему стать одним из самых великих любовников. Серж чпокнул Бриджит Бардо, а кого чпокнул Иван Кучин? Сокамерника?

chewbakka.com

Неприкрытый эротизм и открытость позволяли настоящим шансонье быть предельно честными с собой и слушателями. Начитанные, образованные, они давали своей аудитории отличный стимул быть такими же. Пить вино, исследовать свой внутренний мир и раздвигать границы привычек – это представляется мне отличными ценностями, в отличии от тюремного нытья под прямую бочку.

Будучи личностями сложными, французы также легко раздвигали музыкальные границы жанра. Конечно, Эдит Пиаф или трезвая Бриджит Бордо пели скорей шансон с приставкой «поп», но остальная сцена была много шире. Джаз-фанк, прог-рок, краут – шансон в начале 70-ых становился насыщенным и многослойным явлением, заслуживая бесконечное уважение огромной аудитории меломанов по всему миру. Ни радио, ни телевидение их не игнорировали. Жан-Клод Ваннье и сейчас запросто дирижирует симфоническим оркестром, где треть музыкантов вышли из легендарных рок-групп, а его пластинки пользуются безумным спрос среди коллекционеров. Песни о космосе Гай Скорника, оды марихуане Генсбура, добавьте сюда рождение нового кинематографа, научную и гражданскую революции и вы получите культурное наследие, которое до сих пор будоражит воображение людей не позволяя им сбавлять обороты.

Сегодня, думается мне, спастись может лишь тот, для кого языковой барьер не является причиной нырнуть в очко тюремной параши. Я искренне надеюсь, что ты, дорогой читатель, передашь эти важные познания своим детям, позволив будущим поколениям избежать смрада и вязкого ощущения на ботинках. И тогда наши внуки шагнут легкой походкой свободного и умного человека, обходя музыкальные привычки нашего времени стороной.

chewbakka.com