pre-txt by Антон КОРАБЛЕВ // txt by Константин КСЕНОФОНТОВ // published 26/07/2012
Шаурма как эклектика
Шаурма эклектична. Она пришла к нам с Ближнего Востока, но ее корни давно утеряны. Шаурма объединяет общемировые тенденции: ближневосточные традиции, особенности заокеанского фастфуда, российскую уличную торговлю. Шаурма отказывается от рамок культур и стилей, смешивая их в разных пропорциях.
Шаурма как ироничное переосмысление прошлого
Любая шаурма всегда очень иронично относится к прошлым традициям. Шаурма отказывается от установленных годами норм приготовления еды (мытье продуктов и рук перед готовкой, нормальная обжарка продуктов, добавление небольшого количества соусов), переосмысливая их в ироничной манере (как пример: вместо мытья рук — целлофановые пакетики на руках).
Шаурма как хаос
В шаурме заложено стремление к хаосу. Даже правильнее сказать, в рамках постмодернистских терминов — к хаосомосу. Шаурма по природе своей хаотична. Она смешивает в себе мясо, огурцы, майонез, лаваш, капусту, салат, кетчуп и многие-многие другие таинственные ингредиенты в стремлении к первозданной неопределенности.
Шаурма как отказ от бинарных оппозиций
Шаурма наносит сокрушительный удар нашему мышлению, построенному на бинарных оппозициях. Вот только несколько примеров, опровергающих бинарные оппозиции: шаурма готовится не пойми кем и не пойми из чего, но ей не травишься; шаурма заправляется одновременно и кетчупом и майонезом; шаурму нельзя охарактеризовать просто как «вкусно» или «невкусно», точно также никто не может сказать «полезно» или «вредно».
Шаурма как интерконтекстуальность и цитирование
Шаурма не существует как отдельное блюдо. Шаурму можно рассматривать исключительно (!) в контексте других блюд уличного фастфуда. Шаурма чем-то напоминает хот-дог (цитирование идеи смешения мяса и хлеба), чем-то — «Крошку-Картошку» (разнообразие наполнителей). Шаурма прямо цитирует китайский фастфуд «Рикша и Ван» — прямые отсылки к национальному колориту (вспомните «мясо по-арабски»). Таким образом, невозможно отделить собственную сущность шаурмы от бесконечного цитирования и отсылок к другим произведениям фастфуда.
Шаурма как отказ от иерархии и правил
Шаурма не имеет ни определенного рецепта, ни четких ингредиентов. Шаурма отказывается от общепринятых понятий «Вкусность», «Сытность», «Качество». Шаурма существует вне этого. Любая шаурма — шизофренический полет мысли ее автора, состоящий из первых подвернувшихся ингредиентов и цитат из других блюд.
Шаурма как смерть автора
Автором любой шаурмы является безымянный азербайджанец. Автор добровольно отказывается от своего имени, этим он указывает, что его заслуга в создании произведения невелика и что идея шаурмы не принадлежит ему. Он лишь комбинирует цитаты и ингредиенты в произвольном порядке, стремясь к хаосу.
Шаурма как многозначность
Ни одна шаурма не имеет точного толкования. Вы никогда не сможете на 100% определить, что имел в виду автор, создавая ее. Более того, вы не сможете определить, из чего она создана, какие цитаты использовал ее автор.
Шаурма как интерактивность
Любая шаурма подключает вас к толкованию произведения. Потребитель шаурмы вместе с автором постигает ее смысл и ее состав. Каждый может найти в шаурме что-то новое, пользуясь только своей фантазией.