— Педро, сейчас твой лейбл Ed Banger успешен как никогда. Как выглядит обычный рабочий день босса лейбла? Инфаркт еще не схватил?
Дела потихонечку идут. Я вот только в мае диджеил 17 раз, а в остальном у меня обычная офисная работа, как у всех. В офис прихожу где-то к десяти утра и нахожусь там до восьми-девяти вечера. Веду электронную переписку, связываюсь через iChat с нашими художниками и провожу разные встречи, к примеру, с лейблом, который лицензирует некоторые наши альбомы. Правда, моя работа похожа на работу таксиста: я не знаю куда в конце дня меня приведет день. Сейчас вообще все происходит как-то неожиданно, случайно. То Мадонна попросит Justice сопровождать ее в турне, то позвонит Рик Рубин и начнет признаваться в любви к нашей музыки. Одним словом, каждый день наполнен неожиданностями. Натуральное сумасшествие!
— Наверное много удовольствия принес тот факт, когда в прошлом году к вам обращался Канье Уэст (Kane West) с просьбой взять сэмплы из трека Daft Punk “Stronger”. А незадолго до этого, его Justice обошли на конкурсе MTV Europe Music Boards и выиграли в номинации «Лучшее видео».
Когда менеджер Уэста позвонил мне с просьбой о сэмпле Daft Punk, я ему сказал тогда, что нам нравятся его песни, но я не только менеджер Daft Punk, но еще и менеджер Justice. Тогда у него неловкая ситуация возникла. Он нам потом перезвонил, и сказал, что в тот вечер пьяным был, извинился, а теперь он наш большой друг, и про Justice много хорошего пишет в своем блоге. Он, кстати, попросил нашего графического дизайнера So-Me, чтобы тот сделал ему клип.
— Несмотря на то, что некоторые ваши артисты, вроде Justice, склоняют вас в рок, а имя лейбла Ed Banger, звучит довольно специфически, вы, тем не менее, не выпускаете металл, а регулярно издаете электронную музыку.
Еще будучи ребенком, я слушал Kraftwerk, и хорошо помню как в 1990 году наслаждался песней Dee-Lite “What Is Love?”. Тогда-то я и понял что мне нравится репитативная электронная музыка. Однако рейвы для себя я открыл в 1992 году. Я тогда был скейтером, чуть-чуть слушал хип-хоп, и много хэви-металла и рок из Сиэттла. Носил длинные волосы и гранжевые рубашки. Однажды скейтерская тусовка, к которой я принадлежал, решила отправиться на один из рейвов в пригороде Парижа. Он проходил в большом складе, тысяч на пять человек, и меня тогда это сильно поразило. Следующие два или три года я ходил на рейвы каждые выходные Моими любимыми диджеями были диджеи, игравшие хардкор, вроде Lenny D и Liza’N’Eliaz. Помню еще перформанс Polygon Window, когда Aphex Twin стоял за компьютером, а какой-то псих рядом с ним танцевал. А потом я узнал о клубе Rex, и понял что не надо каждые выходные уезжать в область, чтобы потанцевать под техно.
— А наркотики, какую роль тогда играли в твоей жизни?
Никакую. Однажды, когда я был на Ибице, я попробовал экстази, но на меня это не подействовало. Наверное я уже был под экстази, когда появился на свет, но я не употреблял никогда никаких наркотиков на рейвах. Я даже пьяным-то, был, раз пять за всю жизнь. Я просто не люблю терять над собой контроль. У меня есть старший брат (французский поэт и певец Томас Уинтер), который сожрал столько наркотиков, что хватит на всю нашу семью.
— А как получилось так, что ты не только тусовался по клубам, но и начал там работать?
Самое замечательное в электронной музыке то, что каждый может принимать участие, будь ты танцором, диджеем, или организатором вечеринок. Я начинал с того, что в середине девяностых устраивал небольшие, но очень продуманные в плане организации, вечеринки. Благодаря этому на меня обратил свое внимание французский диджей-суперзвезда David Guetta. Он тогда занимался большим клубом под названием Palace, и спросил меня, мол не хочу ли я заняться вечеринками на втором танцполе. Танцпол вмещал в себя человек триста, и я там устраивал вечеринки целый год. Я хотел, чтобы там играли только парижские диджеи. У меня с той поры остались флаеры, и я когда смотрю на них, всегда удивляюсь. Вот в марте 1995 года, к примеру, в первую пятницу играл Dimitri From Paris, Daft Punk, а заканчивал Motorbass. Сегодня представить себе такой лайн-ап просто невозможно. А тогда это все проходило на маленьком танцполе клуба.
— Ты на этих вечеринках впервые познакомился с Daft Punk?
Не совсем. Впервые я с ними познакомился в музыкальном магазине Street Sounds, который держал Жильдас Лоек. Он тогда как раз начал работать с Daft Punk. Сейчас он занимается Kitsune. В конце 95-го года меня попросили помочь с организацией новых вечеринок Respect, а спустя еще неделю вышли первые треки Daft Punk. С вечеринками пришлось завязать, и я стал работать с Daft Punk. Спустя еще три месяца мы подписали договор с Virgin и все пошло как по маслу. Мне тогда шел 21 год. Но парни не хотели какого-то сверх опытного менеджера, они искали человека с прорвой энергии и разделявшего бы их интересы. Для меня работа с Daft Punk стала лучшей школой, через которую я когда-либо проходил. Я научился многому, как будто я выучил наизусть экономику.
— Чему же ты научился у Daft Punk?
Я понял, как устроен весь музыкальный бизнес. Но, главное, я научился двум простым вещам: терпению, а надо сказать что я очень нетерпеливый человек, и если я чего-то хочу, то я хочу это незамедлительно. А еще я научился понимать чего хотят, но что еще более важное, понимать то, чего не хотят! Когда у Daft Punk появлялась идея и они знали что они хотят, сначала они понимали то, чего они не хотят. И я верю в то, что это очень важно для успеха. Правда наша совместная работа подошла к концу. Мы работали вместе целых 12 лет, и решили что это было хорошим сроком для того, чтобы полюбовно расстаться. Правда ощущение такое есть, ну это как сын, который прожил всю жизнь с родителями, вдруг начинает жить отдельно. Правда скучать мне не приходится – занимаюсь Justice и лейблом Ed Banger. А Daft Punk принялись за свой новый альбом. Их делами теперь занимается какая-то фирма в Лос-Анджелесе.
— Для Daft Punk с самого начала было важно выстроить свой имидж. От обложек пластинок до видео и -масок.
И Daft Punk, и я, мы принадлежим к поколению людей, родившихся в 1975 году, и это люди, которые родились между свободным и мятежным началом семидесятых и культурой потребительства, установившейся в восьмидесятых. Наверное поэтому маркетинг и коммуникации для нас были важными с самого начала нашей работы. Для кого-то, быть может, маркетинг означает что-то плохое, но только не для меня. Тут речь идет о том, как представить проект. А идея с сокрытием лиц у Daft Punk появилась, когда они подписали контракт с Virgin. В 1996 году это было нечто неслыханное, подписать столь большой договор между группой, игравшей электронную музыку и крупным лейблом. Так, по крайней мере, было у нас во Франции. Daft Punk понимали что им предстоит длинный марафон из нескончаемых промо-акций, телевизионных интервью, живых выступлений и всего прочего. И чтобы защититься от этого, они придумали себе сначала маски, а уже потом шлемы роботов.
— Ты когда был менеджером Daft Punk, завоевал славу довольно жесткого управленца.
Зря. Я даже получил прозвище «Король Нет», за то, что большинство запросов на выступление Daft Punk попросту отклонялись. И не потому что мы хотели набить себе цену, отнюдь. Просто большинство запросов у Daft Punk не вызывали никакого интереса.
— А как ты пришел к тому, что тебе нужно непременно свой лейбл Ed Banger основать?
В 2001 году я начал получать массу просьб от артистов, которые хотели чтобы я вел и их дела тоже. Меня конечно это сильно поразило, и я, сделав опрометчивое решение, согласился. Я начал представлять интересы таких групп как Cassius и Cosmo Vitelli. Но, к сожалению, я тогда отказался от Жака Лю Конта. Но менеджером их я пробыл не очень долго – для меня все это превратилось в один кошмарный сон. Потом ко мне обратился музыкант Mr. Flash, тоже хотел чтобы я управлял его делами. Я ему отказал, но музыка его мне очень понравилась, и я решил сам ее выпустить. Так началась история Ed Banger. Все делалось по наитию, я поначалу даже не знал какую музыку хотел выпускать. Первый релиз Mr. Flash был не очень быстрым хип-хопом, а такой музыкой в то время никто и не интересовался. Но, к счастью, второй релиз от Justice vs. Simian «We Are You Friends» был гораздо успешнее, и тем самым привлек внимание к лейблу. Но когда я выпускал первый релиз, я даже и представить себе не мог, что может быть и второй релиз. Также и сегодня – я надолго не планирую. Я знаю какой релиз у меня будет 24-м, но совершенно не задумываюсь про 25-й.
— Ты считаешь себя хорошим бизнесменом?
Смотря что понимать под хорошим бизнесменом. По экономике я бы вряд ли бы получил хорошие отметки, но в жизни я отлично могу за себя постоять. Лейблу всего лишь пять лет, мы продаем больше пластинок и привлекаем внимание больше, чем любой другой лейбл, выпускающий электронную музыку. При этом мы работаем втроем: я, промоутер и наш графический дизайнер So-Me.
— Но самый большой успех у тебя был пока что с Justice.
Мы продали 250.000 экземпляров их альбома, из них сто тысяч только во Франции. Это больше чем какая-либо другая электронная группа продает сейчас. Мы продали альбом Justice больше чем последний альбом Daft Punk. Сумасшествие какое-то прям! А с ними я познакомился совершенно случайно, когда мы с So-Me обедали. В том заведении я казался довольно старым человеком, и Justice потом уже рассказывали мне, что были очень поражены тому, что я там был. В конце вечеринки, они сказали что хотят сыграть мне одну свою вещь. Это была «We Are Your Friends». Я взял с собой этот трек и сказал им придти на следующий день ко мне в офис. Там мы подписали договор. А вечером того же дня я играл в клубе Pulp и когда я поставил этот трек, все словно с ума посходили. Я убежден что эта песня – гимн поколения. Я убежден, что еще дети будут слушать эту песню, когда им исполнится лет тридцать. Я тогда залицензировал этот трек International DeeJay Gigolo. DJ Hell мне за нее еще шесть тысяч евро должен, но я жаловаться не хочу – он мне помог распространить имена Ed Banger и Justice по свету. Напрашивается предположение, что успех был запланирован: Justice это тот же Daft Punk, только для нового поколения. Но этот расклад никогда не входил в мои планы. Наверное так бы думали какие-нибудь менеджеры из мейджор-лейблов. Моей единственной целью было сделать из Justice превосходных исполнителей. Исполнителей, которые могли бы, к примеру, сделать новый альбом Red Hot Chili Pepers.
— А что, стратегии не было вообще?
Нет. Единственной стратегией которая у меня была для Justice, это были ремиксы. Мне кажется ремиксы это отличная штука для музыканта – попробовать себя в разных областях, поэкспериментировать, научиться чему-то. Justice делали ремиксы на Soulwax и Fatboy Slim, я уверен что от этого она только выиграла. Музыканты сами становились увереннее, и смогли показать все ее способности. Они сделали 10–15 ремиксов, все они привлекли массу внимания, и при этом самим музыкантам не было нужды выпускать много своих синглов.
— И Justice, и Daft Punk удается редкая штука: они делают танцевальную музыку для людей, которые эту музыку не слушают.
Оно, конечно, все так, но это не стратегия – это случайность. Я также думаю что по звуку Justice и Daft Punk чем-то похожи. И потому что обе группы французские и влияние на них похожее оказывалось. И Justice , и Daft Punk любят Sly & The Family Stone, Стиви Уандера, Рика Рубина. И они берут свои интересы и из них делают что-то свое. Но Daft Punk все-таки звучат более тепло и обтекаемо, в отличии от Justice, которые более жесткие. Для Daft Punk очень важную роль играет чикагский хаус, в то время как у Justice совершенно нет какого-то сильного интереса к электронной музыке. Когда я первый раз попал домой к Ксавье Де Росни из Justice, то в его фонотеке нашел всего два альбома с электронной музыкой: один альбом был Daft Punk, другой Armand Van Helden. Они большие поклонники Queen, Judas Priest и Beach Boys, и пытаются делать электронную музыку с таким вот музыкальным багажом за спиной.
— Кстати, можно провести неожиданные параллели между Ed Banger и Kitsune. Жильдас Лек также работал с Daft Punk, а Digitalism, издающаяся на Kitsune, очень похожа на Justice.
Да, есть что-то общее. Мы оба интересуемся оформлением наших релизов, да и вкус у нас с Жильдасом похож. Но лейблы все-таки сильно отличаются друг от друга. Я открываю собственных артистов, а на Kitsune, преимущественно выпускают музыку, которую лицензируют на других лейблах. Даже Digitalism не их открытие. Понятно что мальчики-девочки, которые любят инди-рок, вместе с техно-пластинками играют и релизы Ed Banger, и Kitsune, так как, зачастую, они только и знают что эти два лейбла с такой музыкой. Оба эти лейбла выпускают веселую музыку, для вечеринок. Мы не выпускаем музыку для афтепати…
— …вы выпускаете нью-рейв?
Я думаю и не нью-рейв это все-таки. Есть понятие, которое хорошо описывание нашу музыку – «хулиганское диско» – это понятие изобрел французский лейбл Institubes, и оно очень точное и правильное. Важная причина успеха Ed Banger заключалась в грамотном промоушене. В конце концов клип Justice “Stress” произвел сенсацию, при этом его совершенно проигнорировали телеканалы.
Я открыл для себя MySpace в 2005 году, незадолго до того, как туда ломанулись все. И для нас это было действительно нечто важное. Но ведь нужно еще и правильно этим воспользоваться. Ничего не выйдет если мейджор-лейбл откроет своему артисту сайт, и там каждый день будет писать по одному сообщению. Я использую кучу сайтов, блогов чтобы рассказать о наших артистах. Десять лет назад мы обращалась с Daft Punk к радио, ТВ, журналам, а сегодня у нас есть интернет. И эта новинка стала важнее чем то, что было раньше. Это существенно удешевило процесс, но и сделало его очень быстрым. И время действительно существенно экономится.
— Кстати, хорошее впечатление производят клипы с вечеринок Ed Banger выложенные на Youtube, где приятные люди здорово проводят свое время.
Я этому, поначалу, сам поражался. Два года назад я начал замечать, что на наши вечеринки люди начали приходить очень рано. Часам к 10–11 вечера танцпол был битком и царил угар. Я долго задавался вопросом, что же с ними происходит, а когда понял, то решил что они должны просматривать самые яркие моменты вечеринки на Youtube. Они хотят эти моменты пережить еще несколько раз. Еще раз увидеть как кто-то одевается, танцует. То есть создается некий общий образ Ed Banger, и на меня очень сильное впечатление производит.
— И за это вас многие коллеги по цеху подвергают критике.
Да, есть люди, которым не нравится как на наших вечеринках тусуется молодежь. Я и сам критично к этому отношусь, но порой жутко нравится, когда на наших вечеринках звучат разные переделанные версии популярных песен, вроде «I Like To Move It». Мне кажется каждый отдыхает как он может, и поэтому надо уважать все виды отдыха. Для меня кажется вполне нормальным что кто-то часов в пять утра, под «экстази» трипует под Рикардо Виллалобоса, а может наоборот, часов на шесть раньше, угарать на наших вечеринках. Проблема, которая, как мне кажется, есть у большинства представителей электронной музыки, заключается в том, что дальше своего носа она предпочитают не смотреть, хотя все мы находимся в одной лодке. Мне очень нравится, что в журналах материал обо мне или кого-то из Ed Banger соседствует с материалами о Карле Крэйге, например, или Hercules & Love Affair. Но, я думаю, вряд ли бы я позвал на вечеринку Ed Banger Карла Крэйга, не смотря на то, что я его большой поклонник. Я часто играю пластинки Chloe, Isolee или Underground Resistance, и считаю это вполне нормальным.
— Если бы ты мог пожелать: каким бы ты хотел чтобы Ed Banger остался в памяти людей?
Было бы замечательно, если бы про Ed Banger вспоминали как про лейбл, вернувший в электронную музыку удовольствие. Для меня большинство выпускаемой музыки слишком сереьзно. Я знаю кучу диджеев которые очень серьезно к себе относятся и никогда не улыбаются, когда сводят. А мы же, своим отношением к музыке, возвращаем на вечеринки с электронной музыкой прекрасный пол. На вечеринках Ed Banger вообще много девушек, кстати, равно как и на концертах Justice в первых рядах всегда одни девушки.
— А какие амбиции ты преследуешь с этим лейблом?
Понятно, если бы у меня получилось сделать Ed Banger очередным Domino, Warp или Rough Trade. Тот же Warp, им уже двадцать лет исполнилось, а они по-прежнему сильны и интересны. Но это, конечно же, для меня не самоцель. Главная цель для меня – это получение удовольствие от того, чем я занимаюсь. А остальное приложится.